Что значат "Девять процентов" для акций Ubisoft после релиза Assassins Creed Unity

16.11.2014

На днях в сети появилась новость о том, что в день релиза Assassin's Creed Unity акции Ubisoft упали на 9%. Преподнесено это было как огромное фиаско, связанное с самой игрой, да еще местами и сопровождалось графиком торгов за последние шесть дней (показан чуть выше), и потому пользователи сети восприняли всё именно так, как подали журналисты. В итоге сегодня мы видим эти "9%" в виде аргумента в срачах на различных ресурсах.

Редакция AssassinsCreed.Su стремится, чтобы НАШИ пользователи срались грамотно, имея на руках полную картину информации, и потому мы решили посвятить отдельную запись развенчанию появившегося мифа о "девяти процентах".

Итак, почему падение акций в день релиза нельзя использовать как аргумент в пользу того, что Ubisoft начала беднеть (и, более того, "начала беднеть из-за конвейера")?

Во-первых, (сейчас будет умная фраза!) почти у всех после релиза почти всего акции очень часто падают. Это связано не с качеством продукта или потенциальным падением уровня продаж, а с ажиотажем, который любой производитель раздувает перед очередным релизом. Люди полагают, что вот с этой-то инновацией они точно разбогатеют на курсе акций. Подогретый спрос повышает цену, а после релиза (даже если продукт получается идеальным) покупка акций приостанавливается — если купить акции в этот момент, то ОЧЕНЬ много заработать не получится, а рисковать средствами ради НЕ ОЧЕНЬ большого заработка люди не хотят. В итоге переоцененные акции в течение одной-двух недель падают, а дальше — все зависит от качества продукта и его успеха на рынке.

Прим. от Desmond'а. Вот вам мой любимый пример: вбейте в поисковик запрос "после выхода iphone 6 акции apple упали", оцените результаты, а потом снижайте номер модели и оценивайте результаты для каждой новой выдачи. Видите? IPhone 5C, iPhone 5, iPhone 4, iPhone 3GS — постоянно одно и то же. В день выхода пятерки, кстати, акции Apple упали тоже на 9%. И чё? И ничё. Это естественно. Идем дальше.

Во-вторых, судить о состоянии дел компании по итогам торгов одного дня (если, конечно, акции не упали в разы) — особенность, характерная для "икспердов". Мы обещали вам полную картину? Вот вам история с середины 2012-го года:

Ubisoft уже пару лет показывает стабильный рост с периодическими. Компания богатеет, чего бы там не говорили хейтеры. Но нас сейчас не интересует прошлое, нам интересно будущее. И здесь мы переходим к нашей аналитике.

Итак, в третьих, проблемы у компании действительно есть. Они куда серьезней, чем какие-то там "9%", и связаны совсем не с Unity. Точней — не только с ней.

Редакция AssassinsCreed.Su делает медвежий прогноз, и он предполагает, что в дальнейшем курс акций продолжит тенденцию падения, начатую в июне, и прерванную активной стадией продвижения Unity. Мы не биржевые аналитики, не эксперты, и это значит, что нам нельзя просто так перднуть в лужу и сидеть с довольной мордой, ожидая следующего вопроса. Нам надо еще и обосновать своё мнение. Обоснуем. Вот тот же график с нашими метками:

Красной точкой отмечена дата релиза Watch Dogs, после которого началось серьезное падение акций, остановленное предрелизным ажиотажем Unity.

Обратите внимание на два скачка, отмеченные синей и желтой точками. 

Резкий скачок на уровне августа (синяя точка и синяя черта) — это анонс показа геймплея нескольких игр (включая Unity) на PAX'2014, сам показ (пик, отмечен точкой), и падение ажиотажа из-за несоответствия ожиданиям.

Желтая точка — релиз Unity.

Зеленая черта проведена от анонса Watch Dogs до релиза проекта, и она отмечает тенденцию роста. Красная — отмечает тенденцию падения.

Что все это значит? А значит это, что Ubisoft подсела на маркетинговую иглу, искусственно накручивая ажиотаж вокруг своих продуктов. Здесь не надо быть ни экспертом, ни аналитиком: даже ребенок понимает, что если Ubisoft обещала "технологический прорыв", а сделала игру, которую даже хорошей можно назвать с натяжкой, то компании надо будет впредь доверять куда меньше.

Самая крутая визуализация дождя в истории тизерных видеороликов (с показа Watch Dogs на E3 оказалась буллшотом). Т.е. ажиотаж вокруг своих продуктов (зеленый отрезок-тенденция) был поднят лживыми обещаниями.

То же самое произошло и с обещанием переработанного паркура в Unity, перед августовской демонстрацией геймплея на PAX'е (синий пик) — паркур оказался никудышным — герой упирался в невидимые преграды, не цеплялся за видимые глазу выступы, и всячески лагал иными способами. 

История повторилась и с обещанием еще одного технологического прорыва в момент релиза Unity. Пока акции выросли, но мы получили сырейший релиз за всю историю серии.

Злобная щютка о принципах разработки WD и ACU от ACSU

Фактически, сейчас от падения курса Ubisoft спасает только периодическая подпитка обещаниями сделать следующую игру "самой крутой в истории". Но с каждым невыполненным обещанием размер маркетингового бюджета на одну продажу будет увеличиваться в разы. Это как механика наркомании в Fallout'е — загнался, стал крутым, сдулся, перед новым боем снова загнался, но статы оказались ниже, чем после первого приема. И так пока не кончится джет, или пока не доведешь организм до состояния, когда даже палку без джета в руках удержать не сможешь.

В ближайшие дни курс незначительно подскочит еще раз, благодаря релизу Far Cry 4. Но эта франшиза является далеко не самой продаваемой в активе компании, а от The Crew бета-тестеры не заламывают руки в припадках фанатического экстаза — красная черта, очевидно, будет продолжена, хотя падение и не будет слишком крутым. 

Чем подпитываться дальше? Мы даже не представляем. Но мы точно знаем, что дедовский способ борьбы с зависимостями никогда не давал сбой, и он гласит: единственный способ бросить пить — бросить пить.

Возможно, компании пора оставить попытки завоевать имидж новатора. Особенно сейчас, когда её положение нестабильно, а уровень технического совершенства упирается в уровень технического обеспечения рядовых геймеров. Возможно, стоит отдать лавры продвиженца железа другой компании вместе со всеми вытекающими рисками. А самой Ubisoft, возможно, пора вспомнить что несколько лет назад ВСЕ её конвейеры успешно работали сугубо на идеях геймплея и сюжета: геймеры хоть и гундели, но покупали. А ведь средства компания получает сугубо из нашего геймерского кармана. Курс акций влияет скорей на привлекательность компании для крупных инвесторов, чем на прямую прибыль (или на объем капитала в карманах топ-менеджмента Ubi, наверняка держащего часть акций на руках, но это другая история). Инвесторы хорошо помогают капиталом для разработки новых игр, но реальные, не заемные, деньги в итоге все равно приходят от геймеров.

А тратить прибыль от продаж на продвижение обещаний новой классной игры — путь в никуда. Однажды кончится бю-джет.

Пользователи говорят
7. Tolma4 говорит:

0  
"Редакция AssassinsCreed.Su стремится, чтобы НАШИ пользователи срались грамотно"
Вот за что я люблю нашего админа: он всегда заботится о простых людях, ничего не смыслящих в экономике.


3. VLADISLAV94 говорит:

0  
ну Юнити не так уж сильно пиарили


2. Altaair_Ibn_La_Ahad говорит:

+2  
Кстате да, я что-то сам только в последние дни вспомнил, что падение курса- это норма почти для любого крупного релиза любой массовой продукции.

Однако, нету дыма без огня.

BTW, при релизе ACIII/ AC BF на столько акции всё-равно непадали. Да и судить по-потерям Юби можно зайдя на reddit, IGN, Metacritic. Многие отписались, что уже поменяли свои игры или решили просто не покупать, если не успели урвать в первые дни.

После первых дней, уверен, продажи сильно спали.

Юби действительно пора браться за голову.


5. Desmond говорит:

0  
>>BTW, при релизе ACIII/ AC BF на столько акции всё-равно непадали
Ну так так или иначе будет возврат к реальному курсу (приближение рыночной капитализации к фактической стоимости). Чем сильней раздут курс, тем резче будет спад.

>>После первых дней, уверен, продажи сильно спали.
Да.

>>Юби действительно пора браться за голову.
И, да :)


1. MrAlex говорит:

+2  
Прям на курсах экономики побывал ;D
Дез, а может ли быть такое, что ранний релиз Assassin's creed Unity, последствие скорейшего покрытия расхода? У меня просто такая мысля сейчас крутится в голове.
Им бы о пользователях думать надо, а они биржевую игру и вакханалию развили. Ну это уже не в какие ворота не лезут.


4. Desmond говорит:

0  
Ну, во-первых, он не ранний. Изначальные сроки были смещены. Пары недель, разумеется, недостаточно, чтоб оптимизировать игру (по моему опыту: писать просто работающий код очень просто, а написание быстрого+безопасного кода отнимает гораздо больше времени, да еще и не каждый программист вообще может такой код писать), но Ubi почему-то выбрала именно эту дату.

Во-вторых, реального положения дел компании мы никогда не узнаем — коммерческая тайна.

Могу допустить крайне сумасшедшую идею. Суть её заключается в том, что после первых анонсов WD акции Ubi выросли почти в три раза за счет тех самых "лживых обещаний". В таком случае, в некоторой параллельной вселенной, не исключен вариант умышленного раздутия цены с тем, чтобы по достижению некоторого пика Ubi начала небольшими пакетами (чтоб избежать попадания в рабство какой-то сторонней компании) продавать собственные акции. Для того, чтоб было удобней продавать мелкими пакетами, ставятся рядом два релиза: ACU и FC4. Таким образом компания за два года увеличивает объем незаемных наличных средств в три раза. Потом акции обваливаются, потому что два раза подряд обманывать нехорошо. И те из Ubisoft'овцев, кто на пики акции скинул, выкупают их обратно по небольшой цене.

В итоге плюсы: то же количество акций на руках, двойная стоимость акций в кармане живыми средствами.

Минусы: низкая цена акций делает компанию непривлекательной для инвесторов.

НО! Но тут на сцене появляются те самые менеджеры, которые только что провернули оборотку с акциями и получили кучу денег. Они предлагают себя в роли инвестора, тем самым увеличивая свою долю и положение в компании.

Ирония в том, что эти самые люди и придумали фишку с буллшотами и ажиотажем вокруг WD/ACU, что повлекло описанную выше цепочку событий. Вот таким вот образом, в некоторой параллельной вселенной, некий "младший партнер", имея доступ к инсайдерской информации и некое влияние на вектор работы компании (увеличенное за счет сговора с парой других таких же "младших партнеров"), за пару лет открывает для себя двери в некую группу ключевых персон в Ubisoft.

И пофиг, что компания ослаблена. Зато она теперь чуть-чуть твоя. А раньше была сильная, но совсем чужая.

А есть и вариант, когда такую же фишку мутит нынешний владелец, обменяв в итоге потенциальные заемные средства на свои собственные. И все даже законно. И все в итоге в выигрыше. А потом про это снимут фильм.

Но это в параллельной вселенной. Там все умные. Там даже многоходовки срабатывают. В нашей вселенной мы сейчас, скорей всего, наблюдаем просто результат глупости.


6. MrAlex говорит:

0  
Официально да, релиз вышел по графику. Но на деле, рановато, ибо сырая. Это мой взгляд. Ну это уже некая философия получается.
Я тебя понял в большей степени, хоть я и не петрю в экономике и с этими акциями, но и тут понятно, что да, законно получается, но такое чувство, что закон придумали специально для инвесторов и чиновников. Капитализм, чё.