Итак, мы возвращаемся к... нашим истокам и продолжаем комментирование Досье Абстерго. На сей раз всё будет очень кратко, потому что подробное обсуждение я планирую сделать в следующем файле, о происхождении человечества.
Кстати, файл 11 и 11 бе я пропускаю ввиду их очевидности, там комментарии практически не нужны.
- - - - - - - Файл0.13/Ист_LibidoDominandi
В Средние Века наш Орден процветал, но в эпоху Возрождения пришел в упадок. Наши лидеры во главе с Родриго Борджиа утратили истинный путь. Ослепленные алчностью и личными амбициями, они позабыли, в чем заключалось истинное предназначение Ордена. Это были действительно темные времена для всех нас.
Однако несмотря на все ошибки, допущенные нами в эпоху Возрождения, мы ни на миг не оставляли поисков истины. В тени Креста рождались новые великие люди, ставшие теми, кем должны были быть мы: истинными пионерами науки. Именно благодаря им эта эпоха и стала известна как Возрождение.
Для человечества надежда еще не была потеряна. - - - - - - -
Либидо доминанди -- воля к власти, или я бы даже сказала -- страсть к власти, жажда власти. Поэтому на обложке файла и на первой иллюстрации фигурируют известные в игре властолюбцы -- семейство Борджиа.
1/7 Семья Борджиа
Для справки: на иллюстрации приведена картина "Бокал вина с Чезаре Борджиа" Джона Кольера (1893 г.). На картине кого-то травят ядом, догадайтесь кого. Ну, и собственно, о яде. Хотя нет, сначала общий тезис. Он такой:
В 13-м файле (как и в некоторых других) на иллюстрациях представлены личности, которые являются носителями тайного знания. Во всяком случае они его упорно доискивались. Именно поэтому, как справедливо отмечено в конце файла, эпоха, в которой они жили, получила название "Возрождение". Возрождение гностического знания, тайного знания, не-христианского знания. В Досье вообще навязчиво проводится эта мысль: подлинный ученый -- это ученый, стремящийся к гнозису.
Так вот, известно, что Борджиа не были исключением. Гнозис тоже не давал им покоя, у них чесались руки на тайное знание. И привычка травить всех ядом у них возникла не просто так, а на солидной идеологической основе -- Борджиа в своих алхимических лабораториях искали такие яды, с помощью которых можно было обеспечить "священную смерть", т.е. отправиться сразу в божественное небытие, присоединиться к плероме, в соответствии с гностическими представлениями (при условии, конечно, что ты пневматик, т.е. избранный). Философский камень они тоже искали, но, как известно из игры, нашли всего-навсего посох.
2/7 Движение герметистов
Не будем углубляться в их учение. Вспомним просто, что Гермес Трисмегист присутствует в "Проекте Легаси", где он встречается Пифагору и называет Пифагора своим истинным преемником. Кстати, посох Трисмегиста (кадуцей бога Гермеса) в этом эпизоде Легаси, насколько я помню, превратился в змей, и именно об этом говорил, опять-таки, насколько я помню, Аль-Муалим, когда пытался соблазнить Альтаира Яблоком. В руке Трисмегиста на картинке -- армиллярная сфера, т.е., возможно, уменьшенная модель той сферы, которую демонстрировал Бартоломео Робертс в Обсерватории Эдварду Кенуэю в Блэк Флэг. Рядом с Трисмегистом -- Солнце и Луна, наглядно иллюстрирующие основной принцип герметизма: "Что наверху, то и внизу". Вероятно, в этом принципе содержится указание в том числе и на акт творения человечества предтечами -- кровь предтеч (верх) добавлена в глину, из которой слеплены люди (низ). Т.е. Гермес Трисмегист -- носитель гнозиса, за которым (гнозисом) рыщет Абстерго.
3/7 Джордано Бруно
Один из величайших герметистов в истории человечества. За что, собственно, инквизиция его и сожгла, если не вдаваться в подробности. А вдаваться мы не будем.
Добавление 18.06.2015. Я не хотела углубляться в этот файл, но о Бруно имеет смысл сказать подробнее. Полную цитату см. под спойлером. "За что сожгли Джордано Бруно?"
"Сегодняшняя историческая наука не может дать на этот вопрос определенного ответа, научные споры продолжаются. Дело в том, что как с делом Галилея, так и с делом Джордано Бруно приключилась такая история: Наполеон вывез эти документы из Италии. Какие были планы у Наполеона — можно только гадать, но факт в том, что они пропали: то ли сожжены, то ли на свалку выброшены, но след их теряется.
Мы обладаем косвенными свидетельствами, в том числе и свидетельствами Гаспара Шоппе — известного персонажа, католика, публициста, одного из деятельных акторов Контрреформации. Согласно Шоппе, Бруно инкриминировалось учение о множественности миров, об оправдании магии (Бруно и сам себя представлял магом; его учение о «сцеплениях» (контактах с демонами) и его мнемоника — все это имело явно магический характер), еретическое толкование лиц Пресвятой Троицы. Отстаиваемая им идея души мира довольно спокойно принималась в ренессансном неоплатонизме, но вот со Христом, со второй ипостасью Троицы, у Бруно были очень большие проблемы.
Также Шоппе пишет, что Бруно говорил о том, что Моисей также был магом и творил чудеса, что, конечно же, с традиционной христианской точки зрения совершеннейшая ересь. Также он утверждал, что в этом искусстве Моисей превзошел египтян, а как мы понимаем, египетская магия — это «конек» Бруно. С его точки зрения, Христос был благим магом и целителем в египетской традиции. Все это в более или менее явной форме содержится в сочинениях Бруно. Как ни крути, с точки зрения церкви его воззрения были абсолютно еретическими, и он от них не отрекся. Потому и столь трагический конец в Риме".
А краткое резюме спойлера таково: Христос, по мнению Бруно, -- благой маг и целитель (что мы и видели в игре); Моисей -- маг, творивший чудеса (о чем и говорил Аль-Муалим); архив инквизиции с делом Джордано Бруно вывез из Италии Наполеон, причем дальнейшая судьба архива неизвестна -- в игре этот эпизод пока не упоминали, но Наполеон уже появился .
4/7 Мнемоническое устройство Бруно
Иллюстрация прозрачная, в комментариях, в общем-то, не нуждается. Но давайте прокомментируем.
Во-1-х, устройство мнемоническое, т.е. оно облегчает запоминание. Гностики и герметисты вообще славились умением запоминать большие массивы информации, чего они достигали с помощью в том числе и таких вот специальных техник. В некотором роде это устройство -- родственник или отдаленный прототип Анимуса. Анимус ведь тоже устройство для работы с памятью, правда, генетической.
Во-2-х, в качестве условного кода в этом конкретном устройстве взят, насколько я вижу, эдемский эпизод -- древо познания. С этого эпизода (похищение плода с древа познания) для Assassin's Creed начинается основная сюжетная линия, связывающая предтеч и нашу современность. Кстати, у Джордано Бруно были и другие мнемонические устройства, но Досье показывает именно это.
Дополнение 18.06.2015. М-дя... Похоже, что я слишком поторопилась со вторым пунктом. Да и... в целом, не так-то уж тут всё прозрачно.
Дело в том, что данная картинка является иллюстрацией к работе Бруно "Cantus Circaeus", т.е. "Песнь Цирцеи" или "Предсказание Цирцеи". Текст самой работы формально посвящен мнемонике (искусству памяти). На иллюстрации воспроизведен фрагмент диалога между Бориста и Альберико. Гуглем диалог не переводится .
Как вы помните, на пути домой Одиссей попал на остров Цирцеи, и она превратила его спутников в свиней (или в зверей). Это тоже присутствует в тексте Бруно.
Второй диалог (между Бориста и Альберико) является руководством по мнемотехнике -- искусству, на котором основаны все остальные искусства, а также открывающее путь и делающее доступными бесчисленные изобретения. Овладеть этим искусством трудно, требуется обучение, но усилия будут вознаграждены результатами. Это имеет смысл, чтобы не оказаться в роли Прометея, навлекшего на себя гнев божий за то, что отдал огонь людям (?). https://it.wikipedia.org/wiki/Cantus_Circaeus
Вот. А насчет зверей -- имхо -- Бруно иллюстрирует гностическую доктрину, так получается? Т.е. не все люди -- люди. Есть нелюди, у которых можно отнять язык и облик человеческий, потому что они таковы по природе. А есть такие, которых в зверей не превратишь, они избранные. Но тут сложно делать выводы, ибо оригинальный текст я перевести не могу, а пересказы попались только на итальянском, в котором я тоже не специалист. Так что, если у вас есть сведения об этом трактате или хотя бы о картинке -- прошу прокомментировать.
Вообще же, я думала, что ассоциации к картинкам должны быть более очевидными, потому что Юбики вряд ли рассчитывали, что мы ударимся в научные изыскания. Возможно, Бруно уже фигурировал в Легаси или еще где-то...
Я проверила версию с Легаси, см. ниже:
АС-вики напоминает нам, что реальный Бруно встречался с Джоном Ди, а Джон Ди -- один из персонажей "Божественной науки", которая была и в Легаси, и в базе данных Блэк Флэг. Но сам Бруно вроде бы засветился только в Досье.
5/7 Кирхер, последний человек Ренессанса
Афанасий Кирхер, как ученый, имел очень широкий круг интересов. В том числе он занимался исследованием природы света, что и иллюстрирует данная картинка, которая является фронтисписом его книги -- "Великое искусство света и тени" (1671 г.). Картинка загадочная. Если вам хочется ее разгадывать -- вот крупный экземплярчик, но вряд ли стоит углубляться в эту средневековую... "заумь". Думаю, для игры картинка не принципиальная.
Кирхера часто сравнивают с Леонардо да Винчи -- именно за широту интересов, именно в этом смысле он назван последним человеком Ренессанса. На этой картинке, насколько можно понять, изображен ход световых лучей в каком-то оптическом устройстве, возможно, микроскопе, к созданию или к теории которого Кирхер имел отношение, а может быть, к проектору.
Но самое главное, Кирхер был носителем тайного знания, был сведущ в каббале и знал толк в тетраграмматоне (а нам ли не знать, что такое тетраграмматон! ):
"по мнению Раввинов, все божественные имена обязаны своим происхождением имени Бога Тетраграмматону, ибо из него, как мы указали, проистекают 12-буквенное имя Божие, 22-буквенное имя Божие, 42-буквенное имя Божие и, наконец, 72-кратное имя Бога, словно из некоего неисчерпаемого и неиссякаемого источника". Афанасий Кирхер Еврейская Каббала Глава VI Об имени Божием, состоящем из семидесяти двух частей.
А картинок, подобных той, что содержится в Досье, у Кирхера множество, и все они загадочные и возвышенные.
И еще, очень важное забыла: Кирхер пытался расшифровать египетские иероглифы, потому что, как он считал, иероглифы придуманы Гермесом Трисмегистом. Гермес будто бы зашифровал в иероглифах мудрость, полученную им от допотопных патриархов, которую извратили потом египетские жрецы. Таким образом, Кирхер пытался получить первоначальное чистое учение Трисмегиста.
6/7 Филипп Аврелий Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм
Алхимик и великий врачеватель. Прозвище -- Парацельс, т.е. как бы превзошедший самого Цельса, древнеримского энциклопедиста и знатока медицины. Существовало предание, что Парацельс сумел получить философский камень. Короче, он явно причастен к тому тайному знанию, которое так интересует Абстерго.
- - - Дополнение 22.06.15. Парацельс является действующим лицом "Божественной науки" -- одной из последовательностей в игре "Проект Легаси". В главе третьей мы просматриваем воспоминания о нем через днк его ассистентки Maria Amiel.
Для работы Парацельсу понадобилась некая книга, поисками которой занялась его ассистентка:
"Я продолжила исследования. Французский алхимик, чье имя Фламель, создал свою формулу на основе учений Авраама из Вюрцбурга. Я выяснила, что учения Авраама было изложено в двух томах, которые назывались «Истинная магия» и «Божественная наука»! Мы должны найти книгу, которую использовал Фламель! Мы отправляемся в Париж!"
После многих перипетий Мария вместе со своим мужем-ассасином отправляется в пифагорейский храм, в котором Эцио нашел координаты американского хранилища. В этом храме ее муж Джованни объявляет, что он -- Консус:
"Джованни упал на пол без сознания. Я становлюсь на колени рядом с ним. Его глаза внезапно открылись, но он посмотрел на меня странным взглядом. Лицо Джованни меняется на глазах! «Меня зовут Консус, я бог ученых», - сказал Джованни незнакомым голосом. Это не мой муж, но кто-то гораздо старше его".
Напоминаю: Консус, или Конс, -- это один из предтеч, который упоминается в Досье, причем его имя стоит перед именами Юпитера, Юноны и Минервы.
Т.е. Джованни -- возможный мудрец? Впрочем, это мое личное мнение . На самом деле, Джованни (Борджиа) назвал себя так под воздействием книги, которой пользовался Парацельс в своих исследованиях, и еще -- под воздействием хрустального черепа.
В последовательности "Рим" в Легаси, во второй главе, Парацельс в присутствии Джованни Борджиа (который Консус, муж Марии ), исследует хрустальный череп и занимается поисками философского камня.
Короче, там много всего и сразу. - - -
7/7 Иоанн Сакробоско де Сфера
Иоанн Сакробоско (ок. 1195 — ок. 1256) -- средневековый математик и астроном. Автор "Трактата о сфере".
Честно говоря, я не вижу его связей с игрой. Разве что... Данте опирался на один из его трактатов, когда конструировал свой "Рай" (?). По версии игры, Данте -- ассасин. Но... притягивание Сакробоско за уши в этом случае смотрелось бы более убедительно.
Источник моих сведений -- комментарии к "Пиру":
"Учение арабских астрономов, восходящее к идеям неоплатоников, Данте почерпнул главным образом из трактата Иоанна де Сакробоско (из Холивуда), комментированного Микеле Скотто в первой половине XIII в.". http://dante.velchel.ru/index.php?cnt=11&sub=4&part=6
- - - Дополнение 21.06.15. Несколько пояснений к картинке с Иоанном Сакробоско. Это титульный лист к его "Трактату о сфере". Крупное изображение тут.
На обрамлении картинки видны надписи: acticus и antar, т.е. арктикус и антарктика или северный полюс и южный. В обоих случаях символы полюсов сопровождаются рисунками созвездия Большой Медведицы. Под созвездием справа -- Венера (Venus), но почему-то с копьем. Кроме Венеры присутствуют планеты: Сатурн (справа внизу, с косой, символизирует время), Юпитер (внизу, с мечом и серпом (?)), Марс (слева внизу), Меркурий (слева, с кадуцеем). На самой картине изображен Сакробоско за работой, перед ним большой глобус, на котором изображена Африка, вплотную к ней -- Америка, повыше Африки -- Европа, правее -- Азия. Глобус меньших размеров повернут к зрителям Азией (?). Фон картины: Солнце и Луна выглядывающие сквозь сферу неподвижных звезд. И землю, и небеса Сакробоско описывает как сферы.
Но в общем-то, для понимания сюжета нам это ничего не дает. - - - Как-то так.